«Технология АМО - технология ФГОС»
Введение.
Принципиальные изменения, произошедшие в экономике и обществе за последние годы, вызвали необходимость приведение российского образования в соответствие новым реалиям. Государством стало уделяться повышенное внимание к проблемам его качества и эффективности. Новые ФГОС, и проводимые реформы направлены на модернизацию российского образования. Важнейшим условием полноценной реализации данной стратегии является изменение позиции обучающегося. Из позиции пассивного объекта, послушно выполняющего задания по запоминанию и воспроизведению информации, на позицию активного, творческого, целеустремлённого самообучающегося субъекта. Для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, изменить позицию педагога и обучающегося, значительно повысить познавательную мотивацию школьников.
Для реализации новой стратегии требуются новые образовательные технологии и методы. Технология АМО (активных методов обучения) даёт педагогу инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в учебной деятельности.
Что такое технология АМО?
К активным методам обучения в ДОУ можно отнести такие формы организации обучения, как обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры, а также отдельные приёмы, решающие конкретные задачи. В данной технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.
По СОДЕРЖАНИЮ входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников на протяжении всего образовательного мероприятия. Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
По СТРУКТУРЕ, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:
Фаза 1. НАЧАЛО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Этапы: … инициация (приветствие, знакомство)
… вхождение или погружение в тему (определение целей занятия)
… определение ожиданий обучающихся
Фаза 2. РАБОТА НА Д ТЕМОЙ
Этапы: … закрепление изученного материала
… интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом
новой информации)
… проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой занятия)
Фаза 3. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Этапы: … эмоциональная разрядка (разминки)
… подведение итогов (рефлексия, анализ)
Для каждого этапа занятия используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе проектирования занятия педагог подбирает методы с учётом специфических целей этапа.
АМО необычны, все обучающиеся вовлечены, активно работают, все довольны, у всех приподнятое настроение. Необходимо хорошо понимать внутреннее содержание и суть АМО.
Внутреннее содержание АМО заключается в создании свободной творческой обстановки, наполнении каждого действия обучающегося смыслом, пониманием и мотивацией. Вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса.
Суть данной технологии состоит в том, что обучающиеся, вовлекаются в образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причём их мотивация определяется собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. Эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося.
Предлагаю вашему вниманию несколько фрагментов образовательных мероприятий с использованием основных этапов технологии АМО на различных фазах деятельности.
Форма описания активного метода обучения.
Приветствие.
Организационная информация |
||
1. |
Название команды |
Подготовительная группа № 5 «Гномики» |
2. |
Авторы АМО |
Красноперова Л. Н. |
Описание активного методы обучения |
||
3. |
Название метода |
ПОДАРИ ПОДАРОК ДРУГУ |
4. |
Этап образовательного мероприятия АМО |
Приветствие |
5. |
Количество участников |
8 – 10 человек |
6. |
Цели, задачи использования метода
|
Цель: Поприветствовать друг друга. Создание творческой атмосферы и позитивного настроя на предстоящую деятельность. Задачи: Обучающая - Активизация внимания воспитанников, Развивающая – Развитие координации движений, речевой и слуховой активности Воспитывающая - Воспитание коммуникативных качеств и доброжелательности. |
7. |
Продолжительность проведения |
5 минут |
8. |
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода |
Голосовое приветствие от Осени, Украшенная коробка, осенние листочки с эмоциями. |
9. |
Предварительная подготовка (если требуется) |
Запись голосового приветствия от Осени, Изготовление листочков с эмоциями. |
10. |
Подробная технология проведения
|
Перед началом образовательного мероприятия модератор размещает в центре зала оформленную коробку, внутри которой находятся листочки с эмоциями. После нахождения детьми коробки, побуждая детей к речевой активности, предлагает предположить от кого она. Далее включает звуковое сопровождение от Осени, в котором Осень предлагает передать коробку друг другу с выражением комплимента. По окончании выполнения действий, модератор предлагает подумать, что может быть в этой коробке, т. о. снова побуждает детей к речевой активности. Далее включает следующее звуковое сопровождение с предложением от Осени. После приветствия АМО происходит основная музыкальная деятельность. |
11. |
Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО |
Модератор: Здравствуйте, ребята. Предлагаю вам разделиться на пары и поприветствовать друг друга. (Модератор произносит текст, а дети выполняют действия) Добрый день, добрый день, нам здороваться не лень. Глазками, щёчками, лобиком, ножками, Плечиками, ушками, носиком и ручками. (далее располагаются по кругу) Дети: Что это такое? Модератор: А что вы видите? Что это такое? Дети: Это коробка. Модератор: Ребята, как вы думаете от кого эта коробка? Дети: От Лета подарок может быть. Может это от Осени. От листочка. Модератор: Вам интересно, от кого эта коробка? Я предлагаю послушать. (1 звуковое сопровождение от Осени) Осень: «Здравствуйте, ребята, это я – Осень дарю вам свою осеннюю коробку. А чтобы узнать, что в ней, передавайте коробку друг другу со словами «Эта коробка для тебя, потому что ты …. Как только коробка побудет во всех руках, вы и узнаете, что в ней». Модератор: Вы услышали, от кого коробка? Дети: От Осени. Модератор: Что Осень предлагает? Дети: Передавать коробку по кругу, и говорить друг другу комплименты. (дети выполняют действия) Модератор: У всех побыла коробка, самое время открыть её. Как вы думаете, что в ней может быть? Дети: Овощи, фрукты, листочки. (Модератор предлагает открыть коробку одному из детей и назвать что в ней). Ребёнок: Листочки. (предлагает показать всем) Модератор: А вот что с ними сделать, сейчас узнаем. (2 звуковое сопровождение от Осени) Осень: «В этот пасмурный осенний день, я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением. Возьмите эти листочки, посмотрите на них и сохраните такое настроение на всё предстоящее занятие. И до новых встреч». Модератор: Что нам нужно сделать? Что предлагает Осень? Дети: Взять листочки и посмотреть на них. (дети выполняют) Модератор: Посмотрите на свой листочек, и покажите его всем. А теперь точно такое же настроение изобразите (дети выполняют). Я желаю, чтобы ваше настроение оставалось таким на протяжении всего занятия и на весь день. |
12. |
Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода) |
Удобное круговое расположение, чтобы дети с лёгкостью могли выполнить задание. |
13. |
Варианты проведения метода |
В кругу |
Приложение |
||
Далее Вы можете представить необходимые приложения для проведения метода. (это могут быть примеры раздаточного или дополнительного материала, заготовки и шаблоны, реквизит, требующийся для проведения метода, ссылки на необходимые ресурсы или источники) |
Форма описания активного метода обучения.
Начало образовательного мероприятия.
Вхождение «погружение» в тему.
Организационная информация |
||
1. |
Название команды |
Подготовительная группа № 5 «Гномики» |
2. |
Авторы АМО |
Красноперова Л. Н. |
Описание активного методы обучения |
||
3. |
Название метода |
«Догадка» |
4. |
Этап образовательного мероприятия |
«Погружение» в тему |
5. |
Количество участников |
15-20 |
6. |
Цели задачи использования метода
|
Определить цель и направление занятия. Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения. |
7. |
Продолжительность проведения
|
2-3 минуты |
8. |
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода |
Портреты, картинки, атрибуты, предметы и т. д. |
9. |
Предварительная подготовка (если требуется) |
Расположить в музыкальном зале необходимый набор для проведения деятельности. |
10. |
Подробная технология проведения
|
Модератор по заготовленным атрибутам предлагает обучающимся предположить о том, что сегодня будет на занятии. Обучающиеся задают Модератору вопросы и дают предположительные ответы. Как только находят незнакомый предыдущим знаниям предмет, то Модератор просит обучающихся сформулировать вопрос к дальнейшим действиям к изучению новой темы. |
11. |
Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО |
Модератор: Ребята! Посмотрите, сколько предметов я приготовила. Предлагаю вам посмотреть внимательно на все предметы, увидеть знакомые предметы или может не знакомые. И предположить, чем мы сегодня будем заниматься. Обучающиеся могут задавать вопросы Модератору:
Если обучающиеся догадались, то модератор предлагает «погрузиться в тему». Модератор: Вы, молодцы. Мы действительно сегодня будем….. если обучающиеся не догадались, то Модератор просит обратить внимание на определённый предмет. |
12. |
Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода) |
Предметов не должно быть много. Предметы должны соответствовать пройденным занятиями быть знакомы обучающимся. |
13. |
Варианты проведения метода |
--- |
Приложение |
||
Далее Вы можете представить необходимые приложения для проведения метода. (это могут быть примеры раздаточного или дополнительного материала, заготовки и шаблоны, реквизит, требующийся для проведения метода, ссылки на необходимые ресурсы или источники) |
||
|
Форма описания активного метода обучения.
Работа над темой. Проработка содержания темы (групповая работа)
Организационная информация |
||
1. |
Название команды |
Подготовительная группа № 5 «Гномики» |
2. |
Авторы АМО |
Красноперова Л. Н. |
Описание активного методы обучения |
||
3. |
Название метода |
«Ульи» |
4. |
Этап образовательного мероприятия |
Работа над темой (Проверка знаний материала прошлого занятия) |
5. |
Количество участников |
15-20 чел |
6. |
Цели задачи использования метода |
Цель: Представление результатов работы малых групп. Научиться завязывать разговор в малых группах |
7. |
Продолжительность проведения |
5 -7 минут |
8. |
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода |
Картинки, портреты, предметы, музыкальные инструменты, относящиеся к данной теме. По 2 Конверта на стол с изображением Мажора и Минора. Небольшие столы, стулья для 2 -3 малых групп. |
9. |
Предварительная подготовка (если требуется)
|
Для каждой группы подготовить наборы картинок, портретов, предметов, музыкальных инструментов нужных и лишних по количеству малых групп (2 – 3 набора) Поставить столы, стулья, разложить конверты. |
10. |
Подробная технология проведения
|
Для проверки домашнего задания модератор делит участников на 2-3 малые группы (по любому принципу). Каждая группа участвует в жеребьёвке, чтобы определить, кто будет работать в качестве экспертов в группе. Группы проходят за столы и получают по набору карточек, портретов, предметов, музыкальных инструментов на которых находится нужная информация по изученной теме, а так же получает «лишние» картинки, портреты и т.д. из другой пройденной темы. Задача обучающихся: Собрать необходимый материал к конверту с изображением Мажора, и не нужный материал к конверту с изображением Минора. Проверку работы осуществляет группа экспертов, созданная из участников. Модератор, в случае необходимости, помогает сделать вывод. |
11. |
Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО |
Модератор: Ребята! На прошлом занятии вы получили новые знания. Сегодня вам предстоит вспомнить их. Для этого я предлагаю разделиться по подгруппам и пройти за любой понравившийся стол. За каждым столом мы выберем эксперта, который будет только наблюдать за вашей работой. - На столе расположены картинки, предметы, портреты, музыкальные инструменты и 2 конверта с изображением Мажора и Минора. Ваша задача распределить всё таким образом: всё,что относится к полученным знаниям прошлого занятия к конверту Мажора. А всё, что не относится к прошлому занятию – к конверту с изображением Минора. Удачи в работе! После выполнения задания экспертам предоставляется право подвести итоги работы |
12. |
Примечание (что важно знать или учитывать модератору при использовании данного метода) |
Модератору придется при необходимости сделать вывод самому, т. к. дети не самостоятельны в выводах, или же не владеют необходимыми знаниями по данной теме (например, по причине отсутствия) |
13. |
Варианты проведения метода
|
1. Можно учитывать не только правильность, но и скорость выполнения задания. |
Приложение |
||
Далее Вы можете представить необходимые приложения для проведения
|